Проблема детского творчества — нужно ли им заниматься?
Отвечал ли каждый из нас на этот вопрос по большому счёту? Действительно, может быть, это бесполезная трата времени и сил? Или занятия творчеством дают что-то особенное, очень необходимое для жизни человека и окружающего социума? Проблему детского творчества затрагивает Лин Гарднер, статью которой из журнала "The Guardian" специально для друзей "Планеты талантов" перевела Аделя Рахматулина.
й
Проблема детского творчества – а нужно ли им заниматься?
Почему некоторые виды театров ценятся выше, чем остальные? Недооцененными, в частности, являются и детские театры.
Ниже представлен подготовленный к печати вариант речи, которую я произнесла в лондонском театре Unicorn (Единорог) на прошлой неделе, когда мне вручали награду за крупный вклад в детское творчество от фонда "Action for Children Art" (Движение в пользу детского творчества).
Я всегда воспринимаю каждую рецензию или статью о детском театре как маленькую, но победу. Это маленькая победа над устаревшим и невежественным суждением людей, пренебрегающих детским творчеством и игнорирующим его. Они считают, что детские спектакли не стоят того, чтобы их рецензировать, что по какой-то неведомой причине то, что предназначено для детей, не может обладать такой же ценностью, как игра Тома Стоппарда или очередная постановка «Короля Лир». Это - полная чушь.
Я, человек собаку съевший в написании детских рассказов, все еще поражаюсь тому количеству доброжелательных, но заблуждающихся людей, которые спрашивают: "Ну что, когда ты уже напишешь нормальную взрослую книгу?", как будто писать для детей – безусловно, самой сложной аудитории – все равно, что и не писать вовсе. Однако, равно как и детская литература, которая за последние пятнадцать лет расцвела пышным цветом, театр для детей в последнее время становится не хуже, а зачастую даже лучше взрослого.
Но если рецензиям на детскую литературу редакторы еще готовы отдать крошечный островок газетной полосы, когда речь заходит о детских театрах, за каждый ее миллиметр идет битва не на жизнь, а на смерть. Недостаточная освещенность этих мероприятий имеет большое значение, потому что то, о чем пишут в нашем обществе, вскоре становится тем, что в нашем обществе ценится. Отсутствие рецензий на спектакли, созданные детьми и для детей, нежелание редакторов газет и сайтов типа Artsdesk (сайт с анонсами культурных мероприятий, русские аналоги - Афиша, кудапойти и пр. - прим.переводчика) принимать детские театры всерьез говорит не только о том, что мы не ценим эту область театрального искусства, но и о том, что мы не ценим наших детей и их впечатления о мире.
Так не должно быть. Когда сравнивают благополучие детей и подростков в нашей стране с другими индустриальными странами, мы оказываемся в хвосте. Так не связано ли это с нашей неспособностью ценить и пестовать творческие способности и силу воображения в наших детях? Мы бесконечно тревожимся о баллах за экзамены и вытесняем творческие предметы из расписания, так что игра на музыкальном инструменте или выступление в театре – это не право каждого ребенка, а привилегия, доступная только для наиболее обеспеченных. Как говорит один из героев Ли Холла в пьесе The Pitman Painters: "Творчество - это такое место, где ты начинаешь понимать всю свою жизнь". Если один-единственный ребенок лишен возможности им заниматься, мы все от этого становимся беднее.
На прошлой неделе в театре Unicorn я смотрела "Генри Пятого", спектакль-реплику на одноименную пьесу Шекспира в потрясающей постановке Элен МакДугал. Как в пьесе Шекспира хор обращается к зрителям:
"Восполните несовершенства ваши,
Из одного лица создайте сотни
И силой мысли превратите в рать"
Так и эта пьеса Игнэс Корнелиссен призывает нас вооружиться своим воображением, заставляет молодую аудиторию представить другой мир, придумать себе другую историю, написать для себя другую жизнь и увидеть все другими глазами. Эта пьеса об эмоциональных способностях, не об IQ и не о баллах по Key Stage 2 (государственный экзамен, который английские дети сдают по окончании начальной школы - 4классов - прим. переводчика).
В наши дни, когда дети испытывают на себе сильнейшее давление, чего не было со времен второй мировой войны, когда мы сталкиваемся с кардинальными культурными и технологическими переменами, изменением климата и экономическим крахом, нам действительно нужно вырастить поколение тех, кто может решить эти проблемы своим умом и, конечно, силой своего воображения. Недавно я слушала по радио выступление официального представителя правительства о повышении стандартов образования, об изменениях в расписании старших классов, сокращающих количество часов, отведенных на гуманитарные предметы. Все это, по мнению представителя власти, поможет развить навыки, необходимые для построения успешного общества 21го века. "То есть, - уточнил корреспондент, - нам нужно обратить основное внимание на такие предметы, как, например, математика и инженерное дело?". Ответ был положительным.
Конечно, нам нужны технические навыки, никто и не собирается оспаривать их важность. Однако, если нам нужны люди, чтобы построить, допустим, мост, то нам также в первую очередь нужны люди, которые смогут представить себе этот мост, люди, которые смогут предложить качественно новый способ его построить. И еще, может быть, люди, которые спросят, а нужен ли нам этот мост вообще.
Театр как таковой, и в особенности детский театр, заставляет работать воображение, он дает нашим детям умения и навыки созидания, необходимые для встречи с окружающим миром, для того, чтобы понять его, и, возможно, его изменить. Мы должны высоко ценить детские театры и относиться к ним со всей серьезностью и уважением, так, как мы относимся к любому произведению искусства.
© Автор Лин Гарднер
статья из журнала "The Guardian" от 23 окт. 2013г.
оригинал статьи на www.theguardian.com/stage/theatreblog/2013/oct/23/why-childrens-theatre-matters
© перевод Адели Рахматулиной
.