Тренинг по народному пению от профессора Царегородцева

А знаете ли Вы, у кого самая лучшая подача звука в мире? Прилично ли зевать на уроке пения? Зачем хлопать во время чтения скороговорки? И как проходят гос. экзамены в Академии музыки им. Гнесиных? - все это и многое другое затронул в ходе своих занятий замечательные профессионалы народного пения супруги Царегородцевы. 

Об этом ярком и весёлом событии, случившемся этим летом на фестивале "Когда мы вместе", рассказывает Кристина Юровская 

День 1

     Время 9:50 утра – все участники фестиваля уже собрались в зале и готовы заниматься. Слышны разговоры и волнения – никто не знает чего ждать, кто-то распевается, кто-то анализирует свои выступления на конкурсе.

     И вот пришли наши мастера - Владимир Андреевич  и Лидия Ивановна Царегородцевы. Все голоса в зале стихли, все ждут. Как только Владимир Андреевич начал говорить с ребятами, так по-доброму, как будто он их знает уже давно, все волнения в зале пропали, и все были готовы слушать и выполнять упражнения. Владимир Андреевич поднял ребят на сцену, поставил в полукруг, как в настоящем народном хоре, и задал первый вопрос: «Ребята, как вы думаете, на чем основана техника вокала?».

 

 

Ответ знал почти каждый из нас – это, конечно же, дыхание.

 

Первое упражнение, которое показывал нам Владимир Андреевич, было направлено на то, чтобы научиться правильно дышать. Он рассказал нам, что звук будет открытым, только если мы будем дышать мышцами диафрагмы. А всё это потому, что в обычной жизни мы дышим грудью, и при этом у нас поднимаются плечи, а это мешает гортани, и звук становится не таким насыщенным, как хотелось бы.

 

 

Владимир Андреевич показывал на себе, как должны напрягаться мышцы живота во время дыхания и все начали повторять, у кого-то получилось сразу, кому-то пришлось потренироваться чуть дольше, но результат у всех на лицо -  теперь мы научились правильно дышать!

 

Второе упражнение было направлено на правильное и красивое произношение гласных – о, а, е, и, я. Все на удобном ему звуке произносили фразу: «ая оё эе я». При этом, конечно же, нужно было правильно дышать. С этим упражнением все справились на отлично.

 

Наступила тишина, Владимир Андреевич зевнул, но никто не придал этому значения, все ждут следующего задания. Но оказалось, что именно зевание и есть следующее упражнение, направленное на раскрытие голосового аппарата. Сначала мы все позевали как всегда, когда устали и хотим спать.  При этом у нас приподнимается мягкое нёбо и язык «уходит» в гортань. Затем нужно было попробовать зевнуть так, чтобы язык никуда не уходил.

Ну что ж, могу сказать, что выполняя это упражнение, все посмеялись от души. И тут Владимир Андреевич задает второй очень важный вопрос: «Что же ещё необходимо знать вокалисту?». Посыпались ответы о том, что должна быть хорошая техника, дикция, интонация и все они были верными, но есть еще один необходимый артисту навык – умение улыбаться глазами. И опять все хохотали, когда Владимир Андреевич изображал неестественные улыбки участников фестиваля. Все улыбнулись друг другу глазами и с таким хорошим настроением пошли дальше.

 

Следующее упражнение было направлено на правильную, сильную и уверенную подачу звука. «Как вы думаете, у кого самая лучшая подача звука в мире?», - спросил нас Владимир Андреевич. Ребята начали называть известных артистов, но как оказалось, ответ был прост -  это корова. И теперь наша задача была в том, чтобы помычать, как корова, с закрытым ртом, при этом, если мы все делаем правильно, должно немного щекотать губы. Но обязательное условие этого упражнения – нужно выбирать громкость, которая тебе подходит. То есть не  нужно надрывать связки, очень громко мычать, ведь дело здесь не в громкости, а в подаче звука. И снова мы повеселились, передразнивая коров.

     На этой части занятия «эстафетную палочку» у Владимира Андреевича перехватила Лидия Ивановна, которая хотела показать ребятам скороговорку. А звучала она так: «Съел молодец 33 пирога, с пирогом, да все с творогом». Сначала мы медленно проговаривали каждое слово, тренируя дикцию, потом темп увеличивался всё больше и больше, мы говорили все быстрее и быстрее, но тут Лидия Ивановна усложнила задачу и прибавила хлопок в конце скороговорки. Это помогает следить не только за тем, что ты говоришь или поешь, но и за тем, что делает во время этого твое тело.

     А финалом нашего занятия, конечно же, стала песня. Мы разучили песенку про козу, выбрали солистку, разделили всех на трехголосье и запели, как сказал Владимир Андреевич: «Совсем не хуже Кубанского хора»! И тут выключили свет... все начали расходиться.

 

День 2

     Время 9:50 – все участники фестиваля уже собрались, но сегодня все уже знают чего ждать, будет что-то интересное и веселое. Наши мастера обещали показать фильм! Пришли Владимир Андреевич и Лидия Ивановна, как обычно, в очень хорошем настроении, подарив улыбки всем сидящим в зале. Пока настраивали аппаратуру, Владимир Андреевич рассказал, какой же фильм мы будем смотреть.

 

«Сегодня мы вам покажем, как же проходят государственные экзамены в Академии музыки имени Гнесиных», - сказал он. Государственные экзамены в Академии музыки строятся на основе какой-то драматургической темы, которую выбирают сами выпускники. Мы смотрели экзамен 2012 года, где темой стали птицы. Все участники фестиваля сели поближе к экрану и просмотр начался!

Первой птицей, о которой пели выпускники, стала Сирин. На экране появлялись красивые картинки, информация о том, что это за птица, и наши участники двигались все ближе и ближе к экрану. Далее мы смотрели концерт, состоящий из песен и припевок различных областей нашей страны. Те ощущения, которые возникают от просмотра, не передать словами, и каждый из сидящих в зале брал что-то полезное для себя: кто-то слушал технику исполнения, кто-то смотрел на движения на сцене, кто-то оценивал режиссерскую работу, а кто-то просто наслаждался всем в совокупности.

      Следующая подтема концерта – борьба сокола с конем. Поначалу я думала, как можно с помощью песен об этом рассказать. Оказалось, что можно, и даже очень хорошо! На сцене не только исполнялись песни, подходящие по тематике, но и наглядно показывалось, как же происходит эта борьба. И тут поступил вопрос нашим мастерам от родителей: «А всё это большое количество человек на сцене выпускники?». Владимир Андреевич пояснил, что дипломников всегда около 10 человек, а все остальные – это хор, все 5 курсов. По глазам мамочки было заметно, что она уже задумывается, куда будет поступать ее ребенок.

     Следующая подтема – воробушки. Исполнялись детские припевки, и младшая часть нашего зала тоже нашла для себя много интересного.

     Закончился просмотр по обыкновению весело. Выпускники академии музыки показывали небольшую шуточную сценку. Все посмеялись от души, и дети, и взрослые. И, конечно же, извлекли для себя индивидуальный урок, кто-то захотел посмотреть вживую на эту красоту, кто-то захотел там поучаствовать… На наших мастеров посыпались вопросы от родителей как поступить в академию, со скольки лет туда принимают, как приехать и просто посмотреть концерт, кто-то спрашивал, что же ему нужно, чтобы и дальше расти в правильном направлении, а я просто стояла, смотрела на это и думала:

«Как же хорошо, что еще есть люди, которым не безразлична наша русская культура!» …


Вход: