Брёлка– старинный русский инструмент

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по-местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

Основные сведения

 

В 1900 году В.В. Андреев ввел в состав своего балалаечного оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную дудку гобойноготипа.

Брёлка— русский народный духовой деревянныймузыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей.

Брёлкапо своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой, которая тоже, несомненно, является предком современного гобоя, брёлка обладает более деликатным и нежным звуком.

История народных духовых инструментов

Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.

В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.

В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.

В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.

Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.

Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.

Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые (брёлка, жалейка), флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).

У свистящих в основе звукоизвлечения заложен свисток, а у язычковых специальные пластинки – «язычки» или трости, двойные или одинарные из бересты, тростника, гусиного пера, бамбука, пластмассы.

Брёлка – один из наиболее мягких и благозвучных инструментов. По существу - это маленький гобой народного происхождения. Брёлка имеет двойной язычок, как у гобоя.

Состоит брёлка из прямой внутри конусообразной трубки. Игровые отверстия расположены, как и на жалейке: шесть на лицевой стороне и одна на тыльной стороне ближе к трости. В отличие от жалейки, брёлка обладает динамическими оттенками.

Диапазон брёлки одна октава. Звукоряд начинается от нот Iоктавы «ля», «соль», «ми», «ре». Инструмент диатонический, но на заказ изготавливаются и хроматические брёлки.

Большую проблему в изготовлении брёлки представляют игровые трости. К большому сожалению, по этой причине брёлка уже практически не используется в оркестрах и ансамблях народных инструментах. Звучание брёлки осталось только в записях в исполнении В. Воронкова (оркестр хора им. Пятницкого 1950-60-х годов) и в исполнении С. Бутушина (оркестр народных инструментов «Русские узоры» 1980г.).

 

Известные коллективы и исполнители на брёлке

Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры».

Солисты Сергей Бутушин, Сергей Мишин.

 

Мастера по изготовлению брёлки

Бутушин Сергей Иванович (Москва)

Ткаченко Юрий Михайлович (Кемерово)

 

Продажа инструментов: где купить/заказать?

Заказать брёлку можно мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или через Производственный Комбинат Музыкальных Инструментов фонда П.И. Чайковского, а также Концерн «Музпром».

Русский народный оркестр хора имени М. Пятницкого Запись 1953года, соло на брёлке В. Воронков.

© Л.Н. Бутушина

© Фонд «Планета талантов»


Вход: