Михаил Мурашко: должны вернуться ценности и идеалы

Известный российский хореограф Михаил Мурашко — о проблемах развития народного танца.

Михаил Мурашко: должны вернуться ценности и идеалы
Журнал "Босс", № 04 (2013 г.)

Известный российский хореограф Михаил Мурашко — о проблемах развития народного танца.

         — Михаил Петрович, как нам стало известно, недавно в столице Республики Марий Эл г. Йошкар-Оле прошел I Международный конкурс-фестиваль «Михаил Мурашко приглашает друзей». Как возникла идея проведения такого конкурса-фестиваля? Расскажите об этом событии.
         — Идея проведения конкурса-фестиваля как праздника танца обсуждалась уже давно, несколько лет. Обсуждалась моими учениками, которых в республике немало, и многие из них занимают достаточно ответственные должности. На различных территориях Российской Федерации проводятся фестивали, конкурсы, праздники танца, многие из которых пользуются большим авторитетом.
В Марийской же республике такого хореографического праздника, где принимали бы участие не только местные коллективы, но и коллективы из других регионов России, а тем более коллективы из других стран не было. Но желание организации и проведения такого хореографического форума было. А в связи с тем
что 2011 год у меня юбилейный, мои ученики приняли решение провести такое мероприятие.
        — Этот конкурс-фестиваль был посвящен вашему юбилею?
        — В какой-то степени, да — отсюда и название праздника, которое было придумано: «Михаил Мурашко приглашает друзей». Но прежде чем приглашать участников праздника, была проделана огромная подготовительная работа. Главную роль в подготовке и проведении конкурса взял на себя Республиканский центр русской культуры и его директор Н.Г. Наумова, а помогали Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, а также другие учреждения культуры, входящие в структуру Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Большую помощь на всем протяжении подготовки, а затем и во время проведения конкурса оказывал министр культуры Михаил Зиновьевич Васютин. Вот так была определена дата проведения — с 8 по 10 апреля 2011 года, место проведения — город Йошкар-Ола, разработано Положение о конкурсе, которое разослано по многим регионам России и в зарубежные страны. Согласно Положению в конкурсе могли принять участие хореографические коллективы, отдельные исполнители и хореографы-постановщики.
          Конкурс исполнителей танца должен был проходить по возрастным группам. Конкурсанты могли принять участие в разных танцевальных номинациях: народный, народно-сценический, классический, бальный, детский сюжетный, эстрадный танец и современные хореографические направления. В каждой номинации нужно было представить по два танца. Разработаны критерии оценок жюри. Большое внимание мы уделили и правильному представлению каждого хореографического произведения. Вопрос этот важный, нередко на конкурсах не указываются авторы хореографии, авторы музыки и т.д. Поэтому в Положении нашего конкурса мы попросили в каждом танце указать автора музыки и хореографии.
          Особое внимание было уделено номинации «хореографы-постановщики». Конкурсов, где молодые балетмейстеры могли бы представить свои работы и получить оценку профессионального жюри, в нашей стране не так уж и много. А для меня, как балетмейстера, посвятившего всю свою жизнь сочинению танцев, а в последние 20 лет и воспитанию молодых балетмейстеров, появление талантливых хореографов-поста-новщиков — вопрос очень важный и злободневный. Уж очень сложная это профессия — сочинитель танцев, и поэтому непременно и обязательно нужно приветствовать и поощрять каждого начинающего хореографа, особенно если он явно талантлив. Хореографы-постановщики могли принимать участие в разных номинациях и в каждой номинации должны были представить по два танца.

         — Как много ваших друзей съехалось на конкурс, и из каких областей России они приехали? 
         — Вообще, приехать на конкурс любому коллективу непросто. Ведь все связано не только с желанием, но и с деньгами, а они есть далеко не у каждого коллектива. Вот мы и думали, что приедут несколько ансамблей, которые меня хорошо знают, ну, примерно человек 300–500, и на том спасибо. А оказалось участников — 900 человек, да плюс профессиональные коллективы, которые приехали поздравить меня с юбилеем. Всего оказалось около 1000 человек. А приехали участники из многих регионов России: из Астраханской, Московской, Самарской, Ульяновской, Смоленской областей, Пермского края, из республик Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Калмыкия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Хакасия и, конечно, множество коллективов из Республики Марий Эл. Из многих регионов приехали по несколько коллективов. Приняли участие в нашем празднике и друзья из-за рубежа — из Таджикистана и Франции. Так что праздник получился достаточно широким по географии. 

          — А как проходил конкурс?
          — В первый день, 8 апреля, с 14 часов начались конкурсные выступления коллективов Республики Марий Эл. А в 19 часов состоялся концерт — торжественное открытие конкурса-фестиваля. Свои поздравления направил президент Республики Марий Эл, глава правительства Леонид Игоревич Маркелов.
          Одновременно это был концерт, посвященный юбиляру, в котором выступили профессиональные коллективы: Государственный ансамбль танца «Марий Эл», Ансамбль песни и танца народов Урала «Прикамье» из Перми, Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» из Владимира, Государственный ансамбль танца «Булгары» из Республики Татарстан. Кроме ансамбля «Марий Эл», все коллективы специально приехали для того, чтобы своим выступлением поздравить юбиляра. Этот концерт произвел большое впечатление высоким уровнем искусства, темпераментом, страстностью и добротой.
           Второй день был целиком посвящен конкурсным выступлениям участников. А вечером перед зрителями снова выступали профессионалы: в первом отделении — Ансамбль песни и танца народов Урала «Прикамье», а во втором — Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь». Зал Дворца культуры им. XXX-летия Победы, вмещающий 1000 зрителей, был полон. Вот эта форма сочетания любителей хореографического искусства — участников конкурса и профессионалов, мастеров танца — гостей конкурса очень понравилась и конкурсантам, и зрителям. Каждый день зрительный зал был заполнен до отказа.
         — А были для приехавших самодеятельных коллективов какие-нибудь учебные или методические занятия с целью повышения профессионального уровня этих коллективов?
        — Да, конечно. Вот как раз третий день открылся проведением мастер-классов по русскому народному танцу (педагог А.С. Галкина) и по современному танцу (педагог В.Т. Гиглаури). Ну, а после мастер-классов мы провели круглый стол, где состоялся серьезный разговор с руководителями ансамблей — участниками конкурса-фестиваля. Были рассмотрены проблемы, наиболее характерные для существования и развития хореографических коллективов в XXI веке. И члены жюри, и хореографы — участники конкурса заинтересованно говорили о вопросах педагогики, о методах сочинения хореографических произведениях, о проведении конкурсов и об участи коллективов в этих конкурсах, и о многих других вопросах, которые всегда возникают когда собираются люди, занимающиеся одним делом.

    

          — Какое значение имеют конкурсы? И чем конкурс «Михаил Мурашко приглашает друзей» отличался от других конкурсов?
          — В настоящее время хореографические конкурсы являются главной, а может быть, и единственной возможностью демонстрировать свои достижения в любительском танцевальном искусстве. Любой творческий коллектив не может существовать без выступлений на сцене. Сколько бы руководитель ни репетировал в балетном зале, добиваясь совершенства, только на сцене артист (не важно, профессионал или любитель) ощущает себя артистом, и только на сцене он создает художественные образы. На наш первый конкурс съехались очень сильные ансамбли и отдельные исполнители танца. Они задали конкурсу такую высокую планку, что теперь организаторам следующих конкурсов нужно будет очень сильно постараться не уронить ее, а поддерживать и поднимать выше. Такие ансамбли, как Народный коллектив ансамбль народного танца «Волга», Эстрадный балет Елены Барткайтис «Экситон» (оба из г. Ульяновска), Народный ансамбль танца «Боярышня», Театр танца «Движение света» (оба из Московской области), Образцовый ансамбль танца «Дивертисмент» (г. Самара), Ансамбль народного танца «Разгуляй» (г. Пермь), Образцовый коллектив Шоу-Театр «Шарм» (г. Казань), Детский образцовый ансамбль эстрадного танца «Улыбка», Ансамбль народного танца «Рвезылык» (оба из Республики Марий Эл), Народный ансамбль танца «Суварята» (г. Чебоксары) и многие другие — коллективы наивысшего класса. А ансамбль танца «Волга» и Эстрадный балет «Экситон» — это просто коллективы высокого профессионального уровня.
          — А какие проблемы в нынешнем состоянии хореографии выявил конкурс?
          — Хоть наш конкурс и получился, как уже было сказано, достаточно высокого уровня, он, как и все действующие конкурсы, показал не только достижения, но и проблемы, существующие в любительской хореографии (а может быть, и не только в любительской).
Первое, на что хочется обратить внимание — это номинация «народный танец». Коллективов народного танца становится все меньше и меньше. Часть из них постепенно переходят в число эстрадных или современных ансамблей. И это понятно. Причин здесь несколько. Во-первых, это модно, а мода — это мода! Во-вторых, для того чтобы балетмейстеру сочинять хореографические произведения на основе фольклора, нужно его знать, а чтобы знать — нужно изучать. А вот изучать — это дело очень трудное. Далеко не каждому специалисту, получившему не важно какое образование, хочется заставлять себя учиться, учиться и учиться. Гораздо проще снять с экрана телевизора многочисленные танцы вокруг звезд и перенести в свой коллектив. Или выучить тот или другой танец из репертуара других коллективов. В результате в таких видах танца, как эстрадный танец и современный танец, редко у какого коллектива есть свой оригинальный репертуар. Одни и те же сюжеты кочуют из коллектива в коллектив, и как член жюри, переезжая из одного конкурса на другой, ты снова видишь те же танцы. Создается впечатление, что ты присутствуешь в одном и том же городе на одном и том же конкурсе. Даже хорошая подготовка исполнителей не спасает от этого однообразия. Однообразная, далекая от совершенства музыка, часто исполняемая попсовыми звездами, где главным является однообразный ритм, превращает конкурс в один длинный-предлинный танец. Безусловно, ритм и темп являются важными организующими компонентами в музыкальном произведении, но важна и мелодия, придающая оригинальность, непохожесть, подчеркивающая национальную принадлежность. Важно подбирать музыку, написанную профессиональными композиторами — глубокую, образную, а не песенки с сомнительными текстами и мелодиями. В народном танце тоже часто используется эстрадная музыка или музыка, созданная на синтезаторе, что уводит от природы народного танца.
          — Какова судьба народного танца, и в чем вы видите возможности и перспективы его дальнейшего развития? Не погибнет ли он?
          — Россия — такая страна, которая не один раз падала вниз и не один раз поднималась, и становилась еще более могучей. Но сегодня все намного сложнее и опаснее, чем было когда-то. Процесс всемирной глобализации идет чрезвычайно быстрыми темпами, и все в мире становится одинаковым. Если бы это касалось только достижений цивилизации, то можно было бы и не беспокоиться.
           Но мы, люди разных стран и национальностей, одеваемся в одинаковую одежду, употребляем одинаковую пищу, поем одинаковые песни, танцуем одинаковые танцы. Не носим своей национальной одежды, не живем по своим традициям, а нередко и стыдимся этих традиций, которые создавались нашими предками на протяжении многих тысячелетий.
          Мы, россияне, имеющие такую могучую собственную многонациональную культуру, равную которой трудно найти, перенимаем поделки, созданные людьми, никогда не имевшими своей собственной культуры. Но мы удивительный народ, нам кажется, что у соседа все намного слаще, чем у нас самих. Мы — люди, не имеющие золотой середины. Мы спорим не о том, как лучше обустроить свою жизнь, а о том, какие памятники разрушить, какие улицы и площади переименовать. Мы — люди крайностей. Мы способны взлететь как никто — и как никто пасть. Отсюда и кажется нам, что наше родное, чем жили наши предки, уже давно отстало, и что пора нам стать такими, как наши соседи, близкие и далекие.
           И больше всего из того, что сказано, относится к русскому народу и, соответственно, к русскому танцу. Волна пренебрежительного отношения русских к русскому танцу с каждым годом растет. И поэтому русский танец на сцене становится все бедней и бедней. И это несмотря на то, что наши великие хореографы, создатели профессиональных коллективов и зачинатели русского сценического танца, подняли русский танец на небывалую высоту и своим искусством покорили весь мир.
           К счастью, и сегодня наши выдающиеся ансамбли народного танца пользуются огромным успехом у зрителей разных стран. И равных в этом виде искусства нашим ансамблям просто нет. Это только у себя в стране мы, балетмейстеры народного танца, все больше и больше ощущаем свою ненужность.
          Но тем не менее я твердо верю, что русский танец никогда не умрет, и жить он будет до тех пор, пока жив русский народ, а русский народ будет жить вечно. И такая мысль вселяет в меня силы и желание работать, работать и работать.
        — Вы преподаете в Московском государственном университете культуры и искусств. Как воспитать балетмейстера в учебном заведении, и какова ваша главная задача как педагога?
        — Вот уже 20 лет я преподаю студентам «Искусство хореографа» — главный предмет в профессии балетмейстера. И все больше прихожу к мнению: система подготовки балетмейстеров в учебном заведении отстает от тех требований, которые предъявляет жизнь.
           С одной стороны, с каждым годом все больше и больше приходит молодых юношей и девушек с очень слабой общеобразовательной подготовкой. А великий реформатор балета Жан-Жорж Новерр говорил, что балетмейстер должен быть энциклопедически образованным человеком. Отсутствие достаточного образовательного уровня, даже если у студента есть балетмейстерские способности, не позволяет ему развиваться успешно. К тому же студенты, стремящиеся работать день и ночь, встречаются чрезвычайно редко.
           С другой стороны, молодые юноши и девушки — выпускники колледжа искусств или участники самодеятельности, имеющие малый исполнительский опыт на сцене, не могут стать балетмейстерами в силу недостаточной профессиональной подготовки. Четыре или пять лет в университете — это слишком малый срок, чтобы овладеть такой сложной профессией, как профессия хореографа — сочинителя танцев. Если в высшем учебном заведении существует творческий коллектив, где студенты работают как в профессиональном коллективе, включая ежедневные репетиции и регулярные выступления, то в таком случае студенты проходят исполнительскую практику за время учебы. Но такое положение далеко не в каждом вузе. Да и методика преподавания — соотношение учебных предметов, с приоритетом одних и подчиненностью других, взаимосвязь теории и практики, то есть все компоненты, работающие на воспитание балетмейстера, — не является стройной системой. Вот круг и замыкается: и система образования хромает, и студент приходит недостаточно подготовленным. В результате из вуза выходят специалисты с высшим образованием, но с недостаточно высокой квалификацией.
          — Вот студенты окончили вуз, получили диплом, и с какими проблемами в своей работе, и вообще в жизни, сейчас сталкиваются начинающие хореографы?
          — Среди моих студентов есть по-настоящему способные ребята. Только трудно им в этой жизни. Нет в них, в этих молодых и способных специалистах, заинтересованности, как нет им и помощи — ни со стороны государства, ни со стороны сильных и богатых мира сего. Чтобы молодому хореографу добиться права постановки танца в каком-то профессиональном коллективе, нужно совершить что-то сверхъестественное — притом что во многих профессиональных ансамблях отсутствуют хореографы-постановщики. Такое положение, конечно, влияет на студентов, будущих хореографов. Но я им говорю: «Надо идти! Надо идти и идти! Если, конечно, ты чувствуешь, что ты — балетмейстер, творец, художник, созидатель! Если ты не можешь жить без сочинения танцев! Если в этом и только в этом твоя жизнь!» Не может же такое состояние общества, в котором потеряны или находятся под угрозой потери многие, можно сказать, основные жизненные идеалы людей, продолжаться вечно.
           Вернутся, должны вернуться и ценности, и идеалы, которые вырабатывались людьми разных национальностей в течение многих столетий, такие необходимые и важные для людей как нынешнего, так и будущего времени!
 


Вход: