Клод Дебюсси — поэт среди композиторов

«Сохраним любой ценой волшебство, присущее музыке. По своей сущности она способна содержать его в большей степени, чем всякое другое искусство».

К.Дебюсси

Можно ли нарисовать картину, используя ноты? Отразить в музыке красоту моря и облаков? Станцевать стихотворение? Можно! Послушайте музыку Клода Дебюсси.

Как его только не называли: и «последний композитор романтизма», и одним из первых модернистов, и символистом, импрессионистом. А сам Дебюсси терпеть не мог, когда его творчество пытались причислить к какому-то направлению. Он писал музыку, чтобы показать красоту природы.

Родился он 1862 в предместье Парижа, в семье торговца. В 10 лет он поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился игре на фортепиано, основам композиции и теории музыки.

Интереснее всего ему была именно композиция. Уже в 14 лет Клод сочинил свои первые романсы. Но уроков консерватории Дебюсси было мало, до 22 лет он прилагал все свои силы для того, чтобы узнать как можно больше о музыке, сформировать собственный музыкальный стиль. Поездки по Франции, Швейцарии и России (он преподавал музыку дочерям русской покровительницы искусств Надежды фон Мекк, и путешествовал вместе с ними), затем — двухлетняя стажировка в Риме. Знакомство с творчеством Мусоргского, Листа и Вагнера, григорианскими песнопениями. Увлечение поэзией Верлена, Малларме, Бодлера, картинами прерафаэлитов, рассказами Эдгара По — все это стало почвой, на которой выросло его творчество. Глубокий интерес к поэзии и живописи Дебюсси пронес через всю свою жизнь.

Современники отмечали, что его музыка была созвучно художественному новаторству живописцев конца XIX — начала XX веков, картинам Ренуара, Писарро, Мане, тех, кого назвали «импрессионистами», то есть — пишущими впечатления. Скрипач-виртуоз Э. Изаи назвал «Облака», один из ноктюрнов Дебюсси, «живописным этюдом в серых тонах».

Первое значительное произведение - оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» 1894 года, написанная по мотивам стихотворения французского поэта Малларме, в которой Дебюсси отказался от характерных для позднего романтизма огромных оркестров в пользу ясности звучания и нежности тембра. Вацлав Нижинский превратил ее в одноактный балет, который не сходит с балетной сцены до сих пор.

   

 Опера «Пеллеас и Мелизанда» 1902 года по пьесе М.Метерлинка, работа над которой продолжалась почти 10 лет. Ее отличия от «классических» опер — пьеса написана прозой и проза же используется в опере, Дебюсси лишь чуть сократил ее. Русские композиторы, в первую очередь, Мусоргский, которого Дебюсси глубоко ценил, уже использовали прозу в опере, но для французской оперы, как и для итальянской, и немецкой, такое было впервые. Дебюсси практически полностью отказался от длинных арий, используя нечто среднее между пением и речитативом. Музыка в этой опере — как прозрачная вуаль, она позволяет ясно слышать слова героев, следует ритму обычной речи.

Сюита для оркестра «Ноктюрны», строй сюиты действительно похож на рисунок импрессиониста. Если в академической живописи и музыке в центре внимания должна была быть главная фигура, главная тема произведения, а фон лишь дополнял ее, то для импрессионистов важна картина целиком, впечатление (например, солнечные блики среди листвы, не досадная помеха живописцу, а важная часть картины). Так и Дебюсси пишет музыку, в которой главная музыкальная тема не доминирует в произведении, а как бы растворяется в сопровождении. А частая смена тембров и гармонической окраски — создает череду поэтичных впечатлений.

Затем Дебюсси завершает свое крупнейшее оркестровое произведение – три симфонических эскиза «Море», фортепианный цикл «Эстампы» (эстамп – это картина, оттиск на бумаге), оркестровый цикл «Образы». В своих письмах и интервью Дебюсси рассказывал, что в творчестве он обращается к природе, пейзажам — стремясь к проникновенности, которая приносит ясность и спокойствие, а не прибегает к внешним эффектам в надежде изумить и поразить.

С 1901 Дебюсси начал писать для периодической печати критические очерки-впечатления на  события музыкальной жизни (позже их собрали и опубликовали книгу под названием «Господин Крош — антидилетант»). Порой насмешливые, порой грустные — эти очерки сохранили для нас его взгляды на жизнь и музыку.

В 1913 он сочинил музыку к балету «Игры», который С. Дягилев включил в репертуар «Русских сезонов» для выступлений в Париже и Лондоне. Его называли «поэмой в танце». Мелодия балета танцует, каждую минуту неожиданно обновляясь, ее невозможно предугадать.

Многие замыслы Дебюсси не удалось реализовать, в том числе — оперы по мотивам любимого им Эдгара По, помешала Первая мировая война, а затем тяжелая болезнь. Умер Дебюсси в Париже в 1918 году.

«Не нужно слушать чьего-либо совета, только совет ветра, который напевает историю мира» - говорил молодым композиторам и музыкантам Дебюсси. И поступал так сам — а мы можем услышать голос этого ветра в его музыке.

© Екатерина Широкая

 

О музыке Дебюсси

http://musike.ru/index.php?id=97

Послеполуденный отдых фавна

http://www.youtube.com/watch?v=v0tZsonGCgA

Об опере «Пеллеас и Мелизанда»

http://www.belcanto.ru/pelleas.html

http://www.youtube.com/watch?v=SZQ2Kjvu0i4

«Море»

http://www.youtube.com/watch?v=c_r-jvUKgys

«Эстампы»

http://www.youtube.com/watch?v=GNUDDhOPOFI

«Облака»

http://www.youtube.com/watch?v=8y_ep4ucCt8

«Лунный свет»

http://www.youtube.com/watch?v=B3EAvIK54dk

Балет «Игры», реконструкция хореографии В. Нижинского

http://www.youtube.com/watch?v=FkZhDcB-OfA


Вход: