Рудольф Нуриев — метеор в небе балета

«С самого начала я видел в музыке друга, религию, путь к лучшей доле. Тогда я и не предполагал, что вскоре музыка породит единственную страсть, переполняющую мою жизнь – танец» Нуриев. Автобиография

 

Один из самых заметных следов в балетном искусстве ХХ века оставил за собой Рудольф Нуриев. Балетные критики считают, что именно он стал продолжателем традиций Вацлава Нижинского. Как и он, Нуриев придавал мужским ролям в балете яркое драматическое звучание, делал своих героев полноправными участниками драматургического действия, а не партнерами, способными лишь оттенить выразительные женские роли. Его высочайшая танцевальная техника дополнена была смелостью, мощью, чувственностью танца. Он сочетал классический высокий балет с современной хореографией, дополнял образ героя достоверным жестом. Нуриев умел придать своим ролям ясную психологическую трактовку, считал, что вкаждом па важна не форма, а выражение мысли или чувства персонажа.

Родившийся в 1938 году в Сибири, в 7 лет он побывал с семьей на балетном спектакле, и буквально заболел танцем. Начал заниматься в кружке народного танца, брал уроки балета, с 15 лет выступал в кордебалете Уфимского оперного театра. Поступил в Ленинградское хореографическое училище им. С.М.Кирова в 17 лет, что довольно поздно, и упорным трудом добился высокого уровня техники. Ему повезло учиться под руководством выдающегося преподавателя — Александра Ивановича Пушкина.

В 20 лет, после окончания училища, поступил в балетную труппу театра имени С.М.Кирова (сейчас — Мариинский театр), три года выступал там на ведущих ролях, привнося в них свою трактовку. Так, например, в «Жизели» принца было принято представлять легкомысленным блестящим аристократом, играющим чувствами девушки. Но герой Нуриева — глубоко и искренне влюблен, потеря Жизели для него — настоящее горе.

Летом 1961 года он принял решение не возвращаться в Советский союз с гастролей во Франции. В 1962 году поступил в английский Королевский театр Ковент-Гарден и проработал там более 15 лет, став постоянным партнером выдающейся балерины Марго Фонтейн. выступал с нею в балете «Жизель», «Лебединое озеро». Фредерик Аштон, ведущий английский балетмейстер того времени, специально для дуэта Фонтейн и Нуриева поставил балет на музыку Ференца Листа «Маргарита и Арман» по роману Дюма «Дама с камелиями».

До 1970 году Нуриев работает в труппе в Ковент-Гардена в качестве ведущего постоянного артиста. Но плотный гастрольный график и сотрудничество с крупнейшими мировыми театрами вынуждает его сменить статус на ведущего приглашенного артиста.

С Нуриевым сотрудничали лучшие балетмейстеры его времени: Ролан Пети, Морис Бежар, Руди ван Данциг и другие. С 1983 по 1989 год Нуриев руководит балетной труппой парижской Гранд-Опера. Он танцует там заглавные роли классического репертуара и приглашает талантливых молодых артистов к сотрудничеству. Среди них такие звезды, как Сильви Гиллем и Мануэль Легри. В эти годы Нуриев проявляет себя не только как танцовщик, но и как балетмейстер. Его трактовки классических балетов Мариуса Петипа снискали большой успех. Сейчас их нередко продолжают ставить именно в прочтении Нуриева — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Баядерка».

Многие роли Нуриева запечатлены в фильмах-балетах. Наиболее заметны из них: «Вечер с Королевским Балетом» (1963 г.)[1], «Ромео и Джульетта» (1966 г.)[2], «Я — танцовщик» (1972 г.)[3]. В 1977 году он снялся в фильме «Валентино» Кена Рассела[4].

Глубокое увлечение танцем помогло Нуриеву стать выдающимся балетмейстером. Он успешно ставил классические балеты по всему миру. В 1964 году он поставил сразу два балета - "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году появились "Дон Кихот" и "Спящая красавица", на следующий год - балет "Щелкунчик", а еще через десять лет - балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря".

Шарль Жюд, ученик Нуриева, а сейчас руководитель Театра оперы и балета города Бордо рассказывает о 4 правилах Нуриева, которым он следовал сам и которые стали буквально правилами жизни для его артистов.

 

- Не трать время зря, делай сейчас — потом будет поздно. То, чему танцовщик может научиться в 25, не выучишь в 40.

- Смотри вокруг, узнавай новое, будь открыт для знаний и опыта. Нужно понимать и развивать танец, а не только выполнять нужные движения.

- Работай. Не полагайся на успех и репутацию. Сразу после выступления анализируй ошибки, чтобы не допустить их в следующий раз.

- Сцена делает артиста. Это и самое лучшее, и самое трудное. Ты танцуешь - и зрители счастливы!

По воспоминаниям коллег, Нуриев сам работал на износ, до изнеможения, стремясь к совершенству, и ожидал подобного же от других.

В одном из последних своих интервью он сказал: «Я буду жив, пока будут идти мои балеты». Умер Рудольф Нуриев в 1993 году.

Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева проводится ежегодно с 1987 года, в мае, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля в Казани.

XXVIII Нуриевский фестиваль пройдет в Казани в мае 2015 г.

http://kazan-opera.ru/festivals/129/

Документальный фильм о Нуриеве

https://www.youtube.com/watch?v=3_OIzYrj5z8

Сайт Фонда Нуриева

http://www.rudolfnureyev.ru/

Маппет-шоу с Р.Нуриевым

https://www.youtube.com/watch?v=ci5IRNtZDac


Вход: