О чувстве долга и других забытых словах из школьных учебников
Каждый исполнитель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда нужно выступать, а что-то мешает – внутреннее состояние или внешние обстоятельства. В таких ситуациях оказывается неважно всё, чему учили преподаватели, неважно, как много ты занимался - на первый план выходит что-то другое, личное. Только от личных качеств зависит, состоится ли выступление «вопреки всему» и каким оно будет.
Недавно на одном из наших конкурсов выступал мальчик, который накануне потерял маму. Принял решение участвовать, потому что выступал в дуэте и не мог подвести партнера. Ребята показали прекрасный результат, получив высшие оценки от жюри.
Такие истории заставляют задуматься о долге артиста и о других забытых словах из школьных учебников – самоотверженность, сила духа, воля, ответственность…
Те же слова крутились в голове 15 февраля 2013 года, во время конкурсных прослушиваний в Челябинске, когда упал метеорит. В здании выбило стекла, началась паника, а выступающий в это время домрист продолжал играть. Было ли ему страшно? Наверное, не меньше, чем другим, с криками покидавшим зал. Но что-то не позволило ему взять и закончить выступление – то самое чувство долга артиста, уважение к произведению, которое он играл, и к зрителю, который его слушал. Кто-то скажет: «Ради чего такие геройства? Это же просто конкурс, диплом, бумажка». А для кого-то выйти на сцену – это взять на себя ответственность.
Эта ответственность проявляется не только в таких критических моментах, часто случаи бывают более прозаические и даже комические. Во время выступления участницы в номинации «Художественное слово» на сцену вышла руководительница другого коллектива и стала громко кому-то объяснять, где повесить декорации к спектаклю. Это была случайность: в этой номинации участники, как правило, выступают без микрофона и стоят близко к зрительному залу, и из-за кулис их не слышно и не видно, и дама, вероятно, решила, что блок закончился и им можно готовиться к выступлению. Когда она осознала свою ошибку, разумеется, очень смутилась, а зал взорвался от хохота. Участнице, тем не менее, наверняка было не до смеха. Она читала серьезное произведение, требующее определенного настроя. Чего ей стоило не сбиться, не растеряться, а главное – вновь быстро овладеть вниманием зрителей и мгновенно погрузить их в прежнюю атмосферу? Опять же, совладавшая с собой участница получила признание жюри. По опыту, так обычно и бывает: такие выступления «вопреки», как правило, оказываются успешными, настоящий артист – он артист во всём.
Во время выступления может случиться всякое – были и лопнувшие струны у музыкантов, и испорченные фонограммы у вокалистов, и рвущиеся с треском костюмы у танцоров, и, конечно, вечно падающие декорации у театралов. Бывают болезни, травмы, волнения и еще миллионы обстоятельств (и возможных оправданий для неудачных выступлений или поводов не выступать вовсе). В рамках конкурса можно потребовать повторного выступления, переноса на другой день, да и вообще – ничего страшного не случится, если не выступать, и даже деньги за участие вернут. Но нужно понять для себя, для чего выходишь на сцену, хватит ли у тебя смелости, воспитания, уважения для того, чтобы взять на себя ответственность и работать для своего зрителя.
Отдельно стоит вопрос о роли руководителя в формировании правильного отношения к таким форс-мажорам. Ситуация: случилась неприятность, скажем, «скакнула» фонограмма у вокалиста, и юный певец растерялся, голос задрожал, выступление не удалось. 99% руководителей хватает ребенка за руку и несется с ним вместе в оргкомитет, ругает организаторов, звукооператора, судьбу, требует повторного выступления. Чувства руководителя понятны – столько усилий было вложено в это выступление, и вроде всё сделали правильно – распелись, подготовили костюм, настроились и тут такое внешнее обстоятельство перечеркивает всю работу. Обидно очень, и ученика, конечно, жалко, ведь он не виноват. (Он, кстати, наблюдая, сколько шума подняли вокруг произошедшего, в своих переживаниях от «неудачи» доходит до «трагедии».) И вот всё устроилось, и он идёт выступать повторно, и фонограмма на этот раз исправна, но нужно ли говорить, что также, в 99% случаев оно бывает неудачным. Даже на последующих выступлениях эта ситуация может негативно отразиться. Ведь, если подумать, какие выводы он сделал? 1. Выступать в принципе волнительно, а теперь нужно ещё бояться, что скакнет фонограмма, потому что это – кошмар, кошмар! 2. Естественно, я растерялся, это нормальное поведение, когда такое происходит. В следующий раз тоже просто растеряюсь. 3. Если плохо выступил – всегда можно выступить еще раз.
Никто не говорит, что скачущие фонограммы на конкурсных прослушиваниях – это нормально, разумеется, нет, и организаторы много работают, чтобы такого не случалось никогда. Тем не менее, от этого не застрахован ни один артист, даже выступающий на лучших площадках мира. А педагоги почему-то не ставят себе такой задачи, как подготовить ребенка к возможным обстоятельствам – хотя бы просто проговорить, как реагировать, если случилась неприятность, а лучше отрепетировать такие вещи. Есть и более серьезная задача – научить правильному отношению к выступлению, привить уважительное отношение к зрителю, внутреннюю ответственность и чувство долга артиста. Рассказать, что артист не может просто расстроиться и пожалеть себя, его ждёт зритель, и нужно работать, несмотря ни на что.
Эти задачи, к сожалению, вряд ли прописаны в методических разработках и поурочных планах, может, поэтому их так редко ставят перед собой руководители. Между тем, они помогут не только в сценической жизни, и настоящий педагог об этом знает - тот, который не только учит, но воспитывает.