Подражание в хореографии — поиск вдохновения или плагиат?
Подражание - возможно, самый искренний способ продемонстрировать восхищение, но где провести черту между вдохновением и плагиатом?
Подражание в хореографии: поиск вдохновения или плагиат?
После выступления Керингтона Пейна и Стивена "Твич" Босса с постановкой Мии Майклс "Постель" в 4 сезоне шоу "So You Think You Can Dance" (букв. "Думаешь, ты умеешь танцевать?", среди российских танцоров известен украинский аналог этого шоу под названием "Танцуют все" - прим. переводчика) хореографы по всей Америке стали использовать матрасы в качестве реквизитов к танцам.
"Идеи всегда приходят откуда-то" - отмечает Шелли Пак-Мэннинг, президент "Ассоциации Хореографов Америки" и директор калифорнийской труппы "Танцоры Шелли Пак". "После появления матраса в той постановке Мии Майклс я даже не могу посчитать, на скольких конкурсах, где я была в жюри, матрас практически не покидал сцену" - вспоминает она. "В большинстве случаев постановки все-таки были разные, так что все в порядке. Но то, что сегодня встречается слишком часто и действительно беспокоит - повторение целых хореографических отрывков (например, кусок из четырех фраз на 32 счета) с абсолютно такими же движениями. Это невозможно не заметить".
Сегодня многие хореографы задумываются о том, как защитить свои работы от воров. Так что же нужно предпринять, чтобы Ваша хореография оставалась только Вашей? Здесь собраны советы как профессионального, так и правового характера.
Что искать?
Однажды, наблюдая постановку танцевального коллектива на конкурсе или в сети на ютюбе, вы можете увидеть несколько па и подумать: "Эй! Это очень похоже на мой танец!". Тем не менее, нужно сначала удостовериться, что дела обстоят именно так.
Есть несколько способов определить, что кто-то действительно нарушил закон и украл вашу работу. Джулия Хэйе, адвокат в области авторского права, утверждает, что главный вопрос заключается в том, насколько "существенно похожи" последовательности танцевальных движений в исходном и потенциально копированном танце. Шаги в социальных танцах и другие простые комбинации не подлежат охране авторским правом. Кроме того, к удивлению многих постановщиков, нельзя подать в суд за использование такой же музыки. Только копирование композиции и последовательности движений противоречит закону.
"Сами по себе танцевальные движения - как слова в литературном произведении," - объясняет Хэйе, - "и, соответственно, их может использовать кто угодно. Таким образом, будет очень сложно доказать, что кто-то украл у вас какой-то особенный прыжок или поворот, ведь это всего одно движение. Однако, если поставить вместе несколько слов, они образуют абзац, а он уже подлежит охране законом об авторском праве. К примеру, кто-то, так же, как и Вы, после a la second делает прыжок, но куда важнее, делают ли они потом поворот или другие движения подобного рода. Движения не обязательно должны быть абсолютно такими же, существенно похожие движения также являются нарушением авторского права".
Что предпринять?
В наш век социальной интернет-активности существуют простые способы защитить себя от воров. Хэйе отмечает, что любая работа, удовлетворяющая критериям авторской, подлежит защите законом об авторском праве с момента ее "фиксирования" в материальном имуществе, то есть, в случае с танцами, в записи на видео или на бумаге условными знаками. Поэтому хорошей идеей будет разместить видео с Вашей хореографией на YouTube, Facebook и т.д. Таким образом Вы обозначите дату создания работы, что может быть использовано, чтобы доказать, что именно Вы первым создали тот или иной отрывок. Вышеупомянутая Ш. Пак-Мэннинг, делающая постановки к спектаклям и мюзиклам вместе со своим супругом, ставит знак авторского права или копирайт © возле своего имени и даты, что отпугивает потенциальных воров (Чтобы поставить знак копирайта на клавиатуре, нужно нажать и удерживать клавишу Alt, затем на цифровой клавиатуре последовательно набрать 0169, отпустить Alt - прим. переводчика). "Таким образом мы даем им понять, что это наша оригинальная постановка, и мы не хотим, чтобы ее копировали" - говорит Хэйе. Но она также объясняет, что знак копирайта не является обязательным для того, чтобы заявить об авторском праве, просто "это способ показать потенциальным правонарушителям, что ты знаешь свои права, и намерен их отстаивать".
Вы можете пойти еще дальше, и застраховать свои авторские права. Страхование интеллектуальной собственности подразумевает возмещение ущерба в случае нарушения ваших авторских прав. Это довольно дорого и занимает много времени, но, возможно, стоит застраховать наиболее важные постановки, чтобы обрести душевный покой.
Доверяйте системе
Неважно, заявляете вы о правонарушении или нет, вас должно успокоить то, что те, кто оценивает вашу работу, как правило, в курсе всех "заимствований". "Это всегда очень влияет на оценку, - утверждает Пак-Мэннинг, - Я, конечно, буду учитывать выступление само по себе - технику, исполнение, костюмы - но в глубине сознания я всегда буду помнить, что уже видела этот танец, и высоких оценок от меня они не получат".
Кроме того, если во время конкурсных соревнований заметили, что другой коллектив представляет вашу работу, вы также можете предпринять действия прямо на месте. В Ассоциации хореографов Америки, например, существует специальный комитет, принимающий подобного рода жалобы. "Наш совещательный совет рассматривает случай, и, если подтверждается копирование, назначается штраф и применяются другие санкции. - поясняет Пак-Мэннинг, - В большинстве случаев коллективу отказывают в участии в конкурсах, а также исключают из итогового годового рейтинга".
Научитесь абстрагироваться
Несмотря на безусловную необходимость принимать меры предосторожности для защиты своих произведений от копирования, нельзя, чтобы на это уходили все силы, чтобы это мешало создавать свои лучшие работы и представлять их миру. "Есть люди, которые крадут наши идеи" – заявляет Дженнифер Джарнот, хореограф и совладелец "The Artistic Fusion Dance Academy" (Художественная академия современного танца) в Колорадо и член жюри многих национальный конкурсов, - "Мы не вступаем с ними в конфликт, это нам не свойственно, но нам потребовалось много времени, чтобы решить для себя "Что ж, мы вдохновили кого-то, а теперь нужно об этом забыть". А иначе можно с ума сойти, изображая из себя детектива. Нужно быть уверенными в своей работе и в том, что еще будет создано много новых".
А вот что пишет об этом хореограф и в прошлом успешная балерина Мэри Эллен Хант в газете Сан Франциско Хроникл:
Как самому не стать воришкой?
Если Вас вдохновил чей-то танец на создание подражания, задайте себе следующие пять вопросов, чтобы подражание не превратилось в плагиат.
1. Если вы заимствуете комбинацию целиком, сколько в ней движений? Не слишком ли она длинная для копирования?
2. Сколько схожих с оригиналом комбинаций в вашей работе?
3. Являются ли связки между движениями уникальными?
4. Отличаются ли рисунки, расположение танцоров?
5. Если объективно взглянуть на Ваш танец, можно назвать его плагиатом, или Вы продемонстрировали новое прочтение, свежий взгляд на эту тему?
© Автор Мэри Эллен Хант
статья из журнала Dance teacher от 1 окт 2014
оригинал статьи www.dance-teacher.com/2014/10/copying-choreography
© перевод Адели Рахматулиной