Можно ли развить музыкальный слух?

Многие люди хотят иметь музыкальный слух. Кому-то важно спеть на своем дне рождения в караоке и не ударитьв грязь лицом, ну а кто-то действительно хочет связать свою жизнь с музыкой и построить карьеру.

Я уверена, что перед каждым творческим человеком рано или поздно встает вопрос о наличии
музыкльного слуха. Конечно, для музыкантов это первично.
Зачастую родители отдают своих детей в музыкальные школы, и им сообщают, что у ребенка нет музыкального слуха. Это становится проблемой, ведь они мечтают о том, что их чадо будет блистать на сцене и разъезжать с сольными концертами по городам.

Для кого-то музыкальный слух что-то из ряда вон выходящее, почти уникальное. На самом ли деле это так? Почему он развит у людей в разной степени? И вообще, для чего он нам нужен?..

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно просто подключить рациональное мышление. В процессе эволюции человек научился прямохождению, чтобы освободить руки. Так же произошло и с музыкальным слухом. Он начал развиваться, когда людям потребовалось общаться вербально. Без музыкального слуха мы не смогли бы узнать друг друга по телефону или с закрытыми глазами. А голос так же уникален, как сетчатка глаза или отпечатки пальцев, он может многое сказать о человеке – какое у него настроение, насколько он настроен на общение, по голосу можно угадать темперамент собеседника. Зачастую невербальные проявления речи могут дать нам гораздо больше информации. Лично я считаю так: если у человека есть ноги, и он умеет ходить – он умеет и танцевать, если у человека есть уши, и он может говорить, значит у него есть музыкальный слух.

Теперь попробуем разобраться в теории. Оказывается, существует несколько разновидностей музыкального слуха.

Абсолютный слух предполагает способность определять любую ноту и пропеть ее помощи инструмента.

Относительный слух можно развить в процессе обучения музыке и отличается тем, что человеку необходим инструмент для точного воспроизведения нот.

Мелодический слух связан с пониманием структуры мелодии. Его так же можно развить на уроках сольфеджио, тренируясь в записывании диктантов.

Гармонический слух предполагает умение слышать аккорды и интервалы, а также пропевать их в разложенном виде. Этому можно научиться даже если изначально полностью отсутствовала подобная возможность.

Внутренний слух – это возможность представлять ноты и мелодии, как бы слышать и воспроизводить музыку "про себя".

Предслышание – это мысленное представление звука или музыкальной фразы, которые вы собираетесь воспроизвести.

Развитие музыкального слуха подобно фитнесу: наши мышцы развиваются и находятся в тонусе, если мы активноим занимаемся. Если уделять достаточно времени игре на инструменте или пению, это позволит вам улучшить качество вашего слуха. Кстати, Дмитрий Кабалевский занимался изучением проблемы развития музыкального слуха и выработал систему, которая показала, что обучать музыке можно каждого человека, и это даже необходимо. Также мне показались интересными воззрения Марии Монтессори и Эмиля Жак-Далькроза.

Результаты их деятельности показали, что практически любой человек может достичь определенных успехов.

Я попыталась найти упражнения на развитие слуха, и, надо сказать, в сети их не мало. Конечно, все советуют слушать лучшие образцы классической музыки. Хочу рассказать только о тех, которые показались мне нетривиальными, с одной стороны, с другой – настолько простыми, что каждый человек сможет их выполнить практически в любой момент.

Первое упражнение развивает внимательность. Попытайтесь вслушиваться в разговоры окружающих и запоминать то, что вы услышали. Со временем вы станете внимательней и заметите, что можете запоминать и воспроизводить намного больше информации.

Второе упражнение. Слушая разговоры окружающих вас людей, постарайтесь запоминать не только суть, но и тембр голоса, манеру речи, ведь каждый из нас обладает индивидуальными характеристиками.

Третье упражнение также делает акцент на голосах. Попробуйте сыграть с друзьями в игру: участнику закрывают глаза, остальные усаживаются перед ним. Далее каждый друг за другом произносит какое-то слово или фразу, а участник с закрытыми глазами должен отгадать, кто это был. Это упражнение может быть очень полезно для улучшения качества музыкального слуха.

Четвёртое упражнение достаточно стандартное, но от этого не менее эффективное. Прослушайте для начала несложную и короткую мелодию, а затем попробуйте ее пропеть. Это действительно интенсивно развивает слух ипамять. Начать можно с песен, и уже потом перейти на более сложный уровень - попытаться пропеть отрывок инструментального произведения.

Пятое упражнение отлично подойдет школьникам и студентам. После урока или лекции попробуйте повторить вслух не только информацию, но и воспроизвести интонацию, с которой педагог или учитель ее произносил.

Повторяя эти упражнения каждый день, вы заметите, насколько улучшилась ваша память и внимательность, а этонапрямую связано с качеством музыкального слуха. Прислушиваясь к окружающему миру, осознайте свое место в нем, почувствуйте свой потенциал, вы поймете, что внимательность к окружающим вещам поднимает вас на новый уровень творчества и духовного развития!

© Арина Граханцева. 


Вход: