Как научиться слышать ритм в музыке

Я уверена, что все люди любят танцевать. Однако многие считают, что у них нет музыкального слуха или чувства ритма, недостаточно пластики или координации, чтобы заниматься танцами, называют себя «деревом» и на дискотеке тихонечко сидят в углу. И все-таки из них права только малая доля (и то не в части про «дерево»). Зачастую проблема заключается именно в умении чувствовать музыку, в частности – ритм. Но проблема решаема! У большинства людей чувство ритма находится в дремлющем состоянии. И только совсем малый процент страдает от «ритмической глухоты».

В своей преподавательско-танцевальной практике иногда я сталкиваюсь с людьми, которые не слышат ритм. На группу из пятнадцати человек приходится в среднем 1-2 человека. Согласитесь, не такой уж большой процент для непрофессионалов.  Но тут-то у меня и возникали сложности. Как объяснить человеку средних лет без музыкального образования, что такое сильная и слабая доля, почему иногда мы выполняем движения на «три», а иногда на «восемь», и как вообще посчитать произведение?.. Думаю, с этой проблемой сталкиваются все преподаватели, не важно, работают они с маленькими детками, с молодежью или взрослыми людьми.

Сначала нужно разобраться, на самом ли деле ученик не слышит музыку. Во-первых, можно прохлопать короткий несложный ритм и попросить его повторить. Если ученик воспроизвел его полностью, значит, не все потеряно!  Во-вторых, можно включить музыку и пошагать под нее вместе с ним, задавая темп. Затем нужно сделать паузу, поговорить о чем-нибудь, чтобы он отвлекся, и снова включить ту же музыку и попросить его прошагать под нее в том же ритме без вас. Далее может быть несколько вариантов:

 - ученик прошагал в такт, потому что запомнил ритм, когда вы ходили под музыку вместе. И это не плохой вариант! Возможно, ему нужно уделять чуть больше внимания, чем остальным, стоять рядом с ним и показывать движения индивидуально, в конечном счете его память и большое желание принесут свои плоды.

 - ученик прошагал в своем ритме, не слыша музыку. Здесь дело обстоит сложнее. С такими людьми нужно заниматься индивидуально или собрать их в одну группу и сделать для них урок по музыкальности. Может хватить одного-двух занятий.

На таких уроках нужно объяснить, что такое сильная доля в музыке, как мелодия разбивается по тактам. Конечно, нужно запастись терпением, а главное – почитать теорию музыки, если вы в ней не сильны. На самом деле, это не так страшно, потому что ритмический рисунок в музыкальной школе изучают в младших классах. С другой стороны, не нужно перегружать мозг учащихся этой теорией. Достаточно придумать несколько метафор. Ритм можно сравнить с биением нашего сердца, с часами, с шагами. У всего есть свой ритм – у луны и солнца, у прибоя, у времен года, в стихотворении, в шуме поезда и даже в звуках сверчка. Для таких занятий нужна простая понятная музыка с четким ритмом, например, марш или как ни странно клубная музыка, с характерным «тунц-тунц». Длительность нот можно сравнить с секундами, минутами, часом.

Кстати на примере марша легко научится слышать сильную долю. Я бы предложила использовать именно этот марш http://www.youtube.com/watch?v=VGfGxqHPF0s

В нем отчетливо слышно, как на сильную долю играют все инструменты оркестра. Думаю, ваши ученики любого возраста с удовольствием, а главное в такт, прошагают эту мелодию!

Хорошим помощником в освоении ритма станет метроном. Тем более сейчас каждый может его установить себе на смартфон или планшет и тренироваться в любое время! Кстати метроном успешно применяется в лечении заикания, а это о многом говорит.

На самом деле, я считаю, что любой человек может научится слышать музыку и танцевать под нее. Для этого нужна всего лишь мотивация. Он творит чудеса даже с самыми, на первый взгляд, безнадежными учениками.

Если желание научиться танцевать велико, придерживайтесь нескольких простых, но действенных советов:

1.      Слушайте больше музыки. Еще больше! Слушайте ее в любую свободную минутку. Учите практически наизусть произведения, под которые вам нужно танцевать.

2.      Делите музыку на инструменты. Никогда весь оркестр не играет одну и ту же мелодию. Контрабасы или бас-гитары всегда задают ритм, скрипкам или голосу отдается главная партия и т.д. Да, это требует высокой концентрации и внимания, но это действительно эффективно!

3.      Научитесь пользоваться метрономом.

И запомните, только отработка техники не принесет результатов. Полюбите музыку, научитесь слышать ее в окружающем мире, в конце концов станьте музыкой, и тогда у вас все получится!

© Арина Граханцева

 


Вход: