Арнольд Шёнберг – человек, открывший новую страницу в книге музыки 20 века

«Искусство — это вопль, который издают люди,

переживающие на собственной шкуре

судьбу человечества…», - 

А. Шёнберг.

Арнольд Шёнберг – человек, открывший новую страницу в книге музыки 20 века.

Человек, перед которым преклоняются, и человек, творчество которого отрицают.

Выдающийся композитор, дирижер, художник, педагог, экспрессионист и в конце концов создатель додекафонии – новой системы композиции.

Человек, который опасался числа 13, преследовавшее его всю жизнь.

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года. Он убрал одну букву «а» в названии оперы «Моисей и Аарон», поскольку в немецком варианте сумма букв равна 13. Он с ужасом ждал своего 76-летия, а 13 июля 1951 года он просто лег в постель и приготовился умереть. Жена умоляла его оставить эти глупости, но на ее удивление в 23:47 ее муж скончался…

Будучи ребенком, Арнольд самостоятельно изучал музыкальную теорию, сочинял небольшие произведения для друзей. Узнав, что Моцарт писал музыку не прибегая к инструменту, мальчик решил поступать так же. В итоге Шёнберг так и не освоил полностью этот инструмент.

Взрослея в условиях бедности, Арнольду приходилось подрабатывать. Он был дирижером самодеятельного хора рабочих, дирижировал оркестрами в ресторанах, сочинял легкие коммерческие произведения на заказ. Все это позволило ему пройти практически консерваторскую подготовку композитора и развить необходимые навыки.

Его первым удачным произведением становится струнный секстет «Просветленная ночь». Однако его премьера состоится только через несколько лет.

В 1902 – 1903 годах композитор написал необыкновенно выразительную симфоническую поэму «Пеллеас и Мелисанда». После чего, наконец, увидела свет «Просветленная ночь».

Удивительно, с какой мелодичной музыки начинал Шёнберг, и как он пришел к додекафонии. Что повлияло на композитора? Почему он сломал привычный композиционный лад?..

Его струнный квартет №1 1905 года наполнен выразительностью, стройностью повествования, светом и гармонией, однако уже здесь, словно грозовой тучей на ясном небе, начинают просвечивать нотки диссонанса.

Воистину, Шёнберг – человек-противоречие. Являясь представителем экспрессионизма, ценностью которого выступают сильные эмоции, он приходит к четкой, математически выверенной технике, при этом не теряя эмоциональности и выразительности. 

Одно из его последних сочинений – «Уцелевший из Варшавы». Мрачное, угнетающее, экзистенциальное произведение, ставшее отражением не только его нелегкой судьбы, но и всего человечества, пережившего войну.

Начиная с 1903 года Шёнберг становится популярен и в амплуа преподавателя. Одними из первых его учеников становятся Альбан Берг и Антон Веберн, которые стали последователями его «новой венской школы».

До изобретения додекафонии пройдет еще много лет. А пока попробуем разобраться, откуда растут ноги. С 18 века в музыке готовилась медленная революция, начавшаяся с «венских классиков» - Гайдна, Моцарта, Бетховена. 19 век был веком поисков для романтиков.

Так постепенно мы и добрались до начала 20 века, времени, когда жил и творил Шёнберг. В те годы он находится в поиске новых способов изобразительности. 1907-1909 гг. принято считать «атональным» периодом. В это время им написан Второй квартет, монодрама «Ожидание», Пять пьес для оркестра, в которых он впервые использует метод пуантилизма. Параллельно Арнольд экспериментирует и в живописи, которой так же учился сам. Этот период композитор завершает своим главным трудом – «Учение о гармонии».

В 1912 году увидел свет вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро», в котором композитор использовал еще одно свое изобретение – sprechgesang — наполовину пение, наполовину декламация.

Но этого всего было недостаточно для совершения революции в традиционной системе. Он терял смысл и искал его в самом себе.  

В 1933 году под давлением нацистов, Арнольд Шёнберг эмигрирует в США. Американский период стал синтезом художественной выразительности и принципов додекафонии, которые, однако, он трактует уже более свободно. Додекафония – это система, которая состоит из 12 полутонов, сочетающихся в определенной последовательности. Полутона придают произведению особое напряжение, драматизм. Его музыка трагична, экспрессивна, она стала отражением надвигающихся перемен.

Однако совсем иначе звучит Сюита G-dur1934 года, в которой слышится традиционная тональная система.

В 1947 году Шёнберг сочиняет кантату «Уцелевший из Варшавы», которая, на мой взгляд, является венцом его экспериментов. В ней он использовал все свои новаторские приемы – оркестровка в стиле пуантилизма (точечные звуки), речитатив и двенадцатитональная серия. Все это облекается в единый порядок, единую художественную форму, несмотря на кажущуюся дисгармонию звуков.  

Далее совершенствованием додекафонической системы занялись его ученики. Альбан Берг, ставший одним из классиков «новой венской школы», использовал консонантную классическую гармонию и соединял ее с элементами додекафонии. Произведения Антона Веберна отличаются легкостью восприятия, лаконичностью изобразительных средств, особенно по сравнению с произведениями Шёнберга. Творчество Веберна повлияло на многих выдающихся композиторов, в том числе на Стравинского, Булеза, Штокхаузена, Денисова, Шнитке, Губайдуллину и многих других.

И хотя у этой системы есть противники, которые отрицают право на ее существование, додекафония полностью отражает суть начала 20 века – войны, годы депрессии, стремительный скачок технического прогресса и начало новой эпохи.

Арина Граханцева

 

Опера «Моисей и Аарон» http://classic-online.ru/ru/production/17092

Поэма «Пеллеас и Мелисанда» http://classic-online.ru/ru/production/1701

«Лунный Пьеро» http://ololo.fm/search/%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4+%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE

«Ожидание» (Erwartung) http://ololo.fm/search/A.+Schoenberg+%2F+%D0%90.+%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3+-+%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+(Erwartung)/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0+1+(%22hier+Hinein.+%22)#

СюитаG-dur  http://classic-online.ru/ru/composer/Schoenberg/75

«Уцелевший из Варшавы» http://ololo.fm/search/%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4+%D0%A8%D1%91%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3/%D0%A3%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9+%D0%98%D0%B7+%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D1%8B#

 


Вход: