Цветомузыка Скрябина как символ начала новой эпохи

Александр Николаевич Скрябин – выдающийся русский композитор, не поместившийся в рамки своей эпохи. Недооцененный в свое время, философ, символист, романтик и художник с тончайшим мироощущением, положил прочный фундамент для развития искусства в XX-XXI в.в.
 

Земля

Я пришел поведать Вам 
Тайну жизни. Тайну смерти, 

Тайну неба и земли.

(А.Н. Скрябин)

 

Земной путь композитора начался 6 января 1862 года в семье дипломата Николая Александровича Скрябина. Воспитывала мальчика тетя – Любовь Александровна, которая и стала потом обучать его музыкальной грамоте. С 1882 года Александр Скрябин регулярно занимается композицией и игре на фортепиано, а в 1888 году поступает в Московскую консерваторию и заканчивает ее как блестящий пианист. Он начинает гастролировать со своими концертами по Европе и Америке. Скрябин-пианист уже тогда заслужил горячую любовь публики и положительные отзывы от своих коллег.  Ему была присуща шопеновская манера исполнения – легкость звучания, четкая артикуляция. Александр Николаевич создавал невесомое звучание благодаря прекрасному владению педалями, музыка буквально растворялась в воздухе, или как говорил сам композитор «дематериализовалась».

 В конце концов, Скрябин излишне перегрузил свою руку, и на время ему пришлось приостановить исполнительскую деятельность.

 

Воздух

Зефир дыханием ласкает 
Листву стыдящихся мимоз, 
А запах нежно-страстных роз 
К любовной неге призывает.

(А.Н. Скрябин)

 

Ситуация с рукой позволила ему всерьез заняться композицией. В этот период под влиянием творчества Шопена Скрябин больше сосредотачивается на малых жанрах – ноктюрнах, мазурках, экспромтах, этюдах. Его ранние сочинения очень тонкие, светлые, воздушные, романтичные.

Только послушайте Прелюдию H-dur1894-1895 г.г. Это очень трогательное произведение, с еще «чистой» гармонией. В нем можно «услышать» солнечный день, невесомые лучи, играющие в ажурных занавесках и лазурное небо.

 

http://nlib.org.ua/ru/mp3/piano/949

Но в это же время он сочиняет Первую сонату для фортепиано, которая отличается от других его произведений не только крупной формой.  Она стала условным завершением раннего периода творчества и ознаменовала собой переход к более зрелым темам. Музыка в ней приобретает трагически-патетические ноты.

 

http://classic-online.ru/ru/production/254

 

 

Вода

Существо твое
Охватила уже
Легкая,
Как призрак мечты,
Волна
Моего существования.

(А.Н. Скрябин)

 

Средний период творческой деятельности Скрябина приходится на начало XXвека – 1903- 1908 г.г. В это время в научной сфере происходит настоящий бум: совершается множество открытий в области биологии, психологии, точных наук, появляются новые философские течения – все это породило в обществе всплеск интереса к мистике и иррационализму.  Подобные воззрения привлекли внимание впечатлительного Скрябина, и он всерьез увлекается новыми идеями.

Александр Николаевич считает началом всех начал именно Природу, а именно – ее Творческую силу. Он считает, что сочетание звуков, цветов, запахов может стать настоящим произведением искусства. Композитор начинает мыслить масштабно, и вместе с этим масштабируются и его произведения. Началом нового периода творчества стала Четвертая фортепианная соната и Третья симфония.

 

Соната для фортепиано №4 http://classic-online.ru/ru/production/193

 

Как вода может принимать различные состояния, так и творчество Скрябина на этом этапе преобразуется в новые формы, приобретает другие, более сложные очертания. 
В то времякомпозитор начинает экспериментировать с новой гармонией и ритмами.

Симфонию №3 сам композитор назвал «Божественной поэмой». Она стала синтезом сонатно-симфонического жанра и симфонической поэмы и несет в себе философский характер. Каждая часть симфонии имеет свое символическое название – «Борения», «Наслаждения» и «Божественная игра».

 

Симфония №3 http://classic-online.ru/ru/production/314

 

И конечно, еще одним шедевром скрябинского творчества является «Поэма экстаза». Ее называют образцом выражения позитивных эмоций и переживаний. Впрочем, послушайте сами:

http://www.youtube.com/watch?v=wudbNL0ZgaA

 

Огонь

Когда звезда моя пожаром разгорится,
И землю свет волшебный обоймет,
Тогда в сердцах людей огонь мой отразится,
И мир свое призвание поймет.

(А.Н. Скрябин)

В позднем творчестве Александра Николаевича в полной мере отражаются его философские воззрения и воплощаются в новых причудливых формах искусства.  Центральное место в произведениях композитора в то время занимает образ Огня. В 1911 году московская публика впервые услышала новое во всех смыслах произведение – Поэму огня, или Прометей. Это масштабное, грандиозное творение, в котором  Прометей является скорее символом энергии вселенной, творчества, борьбы, силы, огня, мысли, стихийности,  которые выражаются в новой уникальной гармонии – «прометеевском» аккорде. Для усиления выразительности автор прибегает к совершенно неожиданному способу – он вводит партию света. Некоторые считают, что Александр Николаевич был синестетом, то есть мог «видеть» музыку. Каждая тональность для него имела свой уникальный цвет и принадлежность к «земному» или «духовному». Например, красный (до мажор) – цвет и тональность ада, синий (фа-диез мажор) и фиолетовый (до-диез мажор) – цвета и тональности разума. Ни для кого не секрет, что его уникальное изобретение до их пор пользуется большой популярностью, и скорее всего сейчас воспринимается нами как нечто обыденное. Но тогда оно намного лет опережало свое время. К сожалению, Скрябин так не смог при жизни осуществить свой замысел именно из-за технической неоснащенности. Зато сейчас мы владеем потрясающими техническими возможностями (от которых Александр Николаевич пришел бы в восторг) и воплощаем его идеи в жизнь:

http://www.youtube.com/watch?v=V4BG42JBa7g

 

Самым важным и масштабным его творением должна была стать «Мистерия» - уникальное действо, объединяющее все виды искусства – музыку, хореографию, архитектуру, свет, поэзию. Своим произведение композитор хотел преобразить человека и все сущее.

«Мистерия» - это мечта творца о новом мире, в котором человек, преодолев страдания, становится богом. Увы, эта задумка была слишком сложной, поэтому превратилась в более реальную идею – «Предварительное действо», которое, однако, композитор так и не смог завершить из-за внезапной смерти. Это произошло 27 апреля 1915 года.

 

Несмотря на то, что его идеи были слишком радикальны для того времени и не всегда принимались его современниками, Александр Николаевич дал мощный толчок в развитии искусства. Его философия, поиски новых средств изобразительности, стремление объединить различные виды искусства стали источником вдохновения для современных творческих людей. С уверенностью можно сказать, что лазерное шоу на концертах, световое сопровождение на дискотеках, современные перформансы берут свое начало именно в идеях выдающего русского композитора – Александра Скрябина.

 

Арина Граханцева


Вход: