Игорь Стравинский — композитор, чья музыка поет и танцует

Игорь Федорович Стравинский — один из самых значительных композиторов ХХ века, чье влияние на современную музыкальную культуру трудно переоценить, дирижер и пианист. Композитор, который неустанно искал и находил способы наиболее полно выразить в музыке свое видение времени. Его наследие продолжает вдохновлять к творчеству музыкантов и балетмейстеров по сей день.

Стравинский родился в 1882 году под Санкт-Петербургом. Отец — певец, солист Мариинского театра, мать — одаренная пианистка. В 1905 году, в сравнительно позднем возрасте, он начал учиться принципам композиции у Н.А. Римского-Корсакова.

Сергей Дягилев, с которым Стравинский был знаком по объединению «Мир искусства», доверил ему написать музыку к балетам знаменитых «Русских сезонов» в Париже.

Таких балетов три - «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Все они написаны по мотивам русского фольклора, и каждый из них раздвигает музыкальные горизонты все шире, и каждый — по-своему. «Жар-птица» - уникальным тембровым звучанием, совершенно сказочными красочными оркестровыми эффектами. «Петрушка» - использованием таких «низких» музыкальных жанров, как частушка, городской романс.

И до этого, разумеется, композиторы использовали народную музыку, но брали «высокие» образцы — обрядовые песни, например, свадебные. Так же стоит отметить, что «Петрушка» - одно из произведений, где в балете используется прием «рамочной» композиции — история любви кукольного Петрушки обрамлена «реалистичной» ярмаркой. Это придает особый трагический привкус балаганно-веселому зрелищу. Балет «Петрушка», в хореографии М.Фокина, где танцевал непревзойденный Вацлав Нижинский, снискал громкий успех.

Следующий балет - «Весна священная», ждал громкий, если не сказать, скандальный, провал на премьере. Жесткий сложный ритм музыки, диссонансы, драматическое действие, кульминация балета — сцена, где девушка танцует до изнеможения, до смерти, чтобы ценой своей жизни вызвать приход весны — оказались слишком шокирующими для парижской публики.

Но сценическая судьба «Весны священной», несмотря ни на что, стала весьма счастливой — ее ставили и продолжают ставить ведущие балетмейстеры. Свое видение «Весны» показывали Лестер Хортон (он перенес действие из языческой Руси в племя американских индейцев), Мэри Вигман, Кеннет Макмиллан, Пина Бауш, Марта Грэм.

Музыка «Весны священной» вошла в число 27 записей на двух золотых пластинках, которые, вместе с космическими кораблями «Вояджер» как образцы культуры жителей Земли, уже покинули пределы Солнечной системы, и продолжают удаляться от нее. Уолт Дисней использовал фрагменты «Весны» в своем фильме «Фантазия» для музыки сцен зарождения жизни и гибели динозавров.

В двадцатые годы творчество Стравинского меняется. Музыка, насыщенная народными интонациями, сменяется неоклассической музыкой. Сменив техническую сложность и эмоциональную перегруженности музыки периода позднего романтизма и возвращаясь к ясности стиля музыкальных произведений XVII — XVIII веков Стравинский, тем не менее, не изменил собственному музыкальному языку и чуткости слуха.

Одно из его программных произведений — «Октет для духовых» 1923 года, где с приближением финала в строгие контрапункты начинают вплетаются свинговые музыкальные фразы. Строгие музыкальных приемы классической музыки сочетается у Стравинского с интересом к античности: значительные произведения этого периода — балеты «Аполлон Мусагет», «Орфей» и оратория «Царь Эдип» (для которой либретто написал Ж.Кокто). Завершает период балет «Похождения повесы» (либретто У.Х.Одена).

С середины пятидесятых годов Стравинский — а ему исполнилось уже более 70 лет — обращается к серийной двенадцатитонной системе композиции, додекафонии. Самые значительные вещи этого периода — балет «Агон», опера «Потоп», «Плач Иеремии» и «Заупокойные песнопения» («Реквием»).

Ричард Крафт, который был его постоянным сотрудником, в воспоминаниях отмечает, что Стравинский был очень деятелен. Быстро, нетерпеливо ходил, быстро находился с остроумным ответом в беседе, отличался невероятной работоспособностью — в возрасте 75 лет он посвящал по 4-5 часов с утра сочинению музыки, а после обеда работал по 5-6часов над оркестровкой или переложением музыки. Он поддерживал дружеские и творческие связи с виднейшими творческими людьми своего времени.

 

Умер Игорь Стравинский весной 1971 года и похоронен в Венеции, на кладбище Сен-Микеле, неподалеку от могилы Сергея Дягилева.

Автор: Екатерина Широкая

 

«Жар-птица». Дирижер — Стравинский.

http://www.youtube.com/watch?v=KD6OKfnB34E

С.Надлер о балете «Петрушка»

http://arsl.ru/?page=127

«Петрушка». Восстановленная версия балета 1911 года, хореография М.Фокина.

http://www.youtube.com/watch?v=ER3QNWizboU

«Весна священная». Восстановленная версия балета, хореография В.Нижинского

http://www.youtube.com/watch?v=gMycB1-M4Z4

Тымы из «Весны священной» в диснеевской «Фатназии»

https://www.youtube.com/watch?v=A-tBd-Xp5tA

https://www.youtube.com/watch?v=LnkedkP5D44

Оратория «Царь Эдип»

https://www.youtube.com/watch?v=-ktM1y4Sk3I

Балет «Агон» в постановке Дж.Баланчина

https://www.youtube.com/watch?v=O53Ktj0GkCs&list=PLEGKOC7mvop9CAcV7ChSp0z7fGICetpF0

Статьи современных российских композиторов о Стравинском

http://www.chaskor.ru/article/sergej_nevskij_osnovnaya_strategiya_stravinskogo_-_skolzhenie_23064

http://www.chaskor.ru/article/vladimir_gorlinskij_melodii_stravinskogo_-_himery_razdiraemye_iznutri_na_chasti_25478

 


Вход: