Обучение сопереживанию на уроках танцев

Очень часто, занимаясь с детьми танцем, пением, театром, мы не задумываемся, какое колоссальное влияние оказывают на ребёнка эти занятия. И речь идет не только о развитии тела, технике и других профессиональных навыках, а о том, как влияют наши занятия на воспитание, какие формирует образы, какие закладывает протитипы. В этой статье данная тема развернута на примере реализации программы «DancingClassrooms» (букв. Танцующие классы) в США.

Статья от 22 января была опубликована в журнале "The Atlantic",

 

«Раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре» - ранним холодным утром из кабинета пятого класса доносится голос Байи Пуандекстер, отсчитывающий шаги под ритмы румбы в одном из самых неблагополучных районов Лос-Анджелеса. Ученики, преимущественно латиноамериканцы, вдохновленно двигаются под музыку, слушая наставления «Мисс Байи»: «Выпад в сторону леди, выпад в сторону джентльменов!».

К концу часового занятия ученики начинают всё больше вертеться и отвлекаться, а их разговоры заставляют Пуандекстер повышать голос. Наконец, она прерывает занятие, и говорит: «Во внешнем мире вам приходится бороться со многими вещами. Давайте сделаем так, чтобы хотя бы в школе вам было спокойно и безопасно. Мы сможем добиться этого, только если будем уважать друг друга».

Пуандекстер – преподаватель танцев программы «DancingClassrooms» (букв. Танцующие классы) – Нью-Йоркской благотворительной программы по внедрению бальных танцев в школьную программу неблагополучных районов. Программа, рассчитанная на 10 недель, была основана Пьером Дулэйном в 1994 году, а свою известность обрела после выхода документального фильма MadHotBallroom (В русском прокате фильм шел под названием «Сумасшедшие бальные танцы», трейлер можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=Rm1OADazJH0). Проект заключается в использовании бальных танцев в качестве инструмента для обучения учащихся младшей и средней школы социально-эмоциональным навыкам, таким как уважение, командная работа и, как следствие, сопереживанию. Для многих малоимущих студентов такие занятие становятся единственной возможностью соприкоснуться с искусством.

Для двадцатишестилетней Пуандекстер эти занятия – тоже своеобразное проявление сопереживания. Она выросла в южной части Чикаго, работать начала в 12, чтобы помогать кормить семью, но посещала все бесплатные занятия по танцам, которые только могла найти. Она прекрасно понимает, что для ее студентов, как и для нее самой когда-то, танец – это «выхлопная труба», через которую выходят все негативные эмоции и разочарования.

«Они – неблагополучные и понимают это. – объясняет она. – Поможет ли им танец справиться хотя бы с небольшой частью всего этого негатива? Я верю в это, поэтому я и веду эти занятия».

После 20 занятий, заканчивающихся региональным турниром, результаты ощутимы: по итогам опроса 2014-2015 года руководителей учебных заведений штата Лос-Анджелес, 66% отметили снижение уровня агрессии, в то время как 80% учащихся отметили, что стали более уважительно относиться друг к другу и 95% учителей признали, что во время уроков ученики чаще демонстрируют сотрудничество и взаимовыручку.

“Мальчики становятся внимательнее к девочкам. По утрам, когда они заходят в класс, они всегда говорят: «Сначала леди» - говорит Мишель Пеньят, школьный учитель.

 «Танец – невероятно эффективен в решении задач социально-эмоционального развития, помогая объединить детей разных национальностей и разного уровня благосостояния и помочь им найти общий язык» - объясняет Т.Хоровитц, лидер двухлетнего исследования Танцующих классов.

Несмотря на то, что оценивать долгосрочную перспективу пока преждевременно, выводы Хоровитца предполагают длительный эффект от занятий. «Сложно дать оценку уровню сопереживания, но мы видим, что танцующие дети помогают друг другу чаще. Нельзя измерять искусство в цифрах, но мы пытаемся».

А цифры как раз очень важны для принятия решения о том, заслуживает ли искусство места в школьном расписании. В прошлом году в Лос-Анджелесе были опубликованы результаты исследования «Индекс доступности искусства», в котором приняли участие 635 школ. Они оценивали разные дисциплины и программы, связанные с искусством, давая им разные степени от «не существует» до «основная дисциплина». Результаты полностью подтвердили опасения: доступ к искусству есть только в школах, где учатся дети из богатых семей, в то время как в школах из неблагополучных районов, где большая часть учащихся получает бесплатные или дотационные обеды, искусство не преподается как таковое. В особенности это касается танцевальных дисциплин.

Другая программа нацелена на разрешение конфликтов. Сара Потлер, будучи студенткой университета Фулбрайт Сколар в Боготе, где межрасовые конфликты являются серьезной проблемой, заметила, что во время занятий танцами завязывается куда больше социальных связей между представителями разных национальностей, чем на всех остальных занятиях вместе взятых. Это вдохновило ее на создание благотворительного проекта, который представляет собой видео-курс с ежедневными упражнениями, направленными на снижение напряженности и уровня стресса.
«Это можно сравнить с восьмиминутной зарядкой, только не для физического тела, а для эмоций. Над сопереживанием нужно работать так же, как можно накачать какие-то мышцы: регулярной тренировкой» - рассказывает Потлер о программе, в которой сейчас принимает участие 34 школы. Результаты вдохновляют: в 2014-2015 учебном году количество конфликтов сократилось на 37% по сравнению с 2013-2014 годом.

Безусловно, идея о том, что дети, в независимости от благосостояния или возможностей, могут в течение дня избавиться от своих проблем благодаря уроку танцев, очень привлекательна. Если бы только всё было так просто…

Автор: Одри Клео Йап

© Перевод Рахматулина Аделя

 


Вход: