Вокалистам. Как выбрать песню для конкурса или «о чем говорят члены жюри»

Что нужно для того, чтобы произвести приятное впечатление на членов жюри вокальной номинации? Безусловно, хорошо петь. Поэтому при выборе песни исполнители, а точнее их руководители, зачастую учитывают один - единственный критерий:

 

1. Исполнитель хорошо поет эту песню.

Разумеется, это важнее всего, и именно то, насколько хорошо исполнена композиция, в первую очередь влияет на впечатление, а значит, и на оценку выступления.

 

Однако часто бывает так, что многие участники хорошо исполняют свои композиции, а победителей оказывается немного. Значит, одного этого критерия оказывается мало. Итак, какие еще критерии нужно учитывать при выборе песни для конкурсного прослушивания?

2. Песня нравится исполнителю

Наши уважаемые члены жюри – очень опытные люди, и всегда понимают, когда композиция навязана руководителем, а когда исполняется искренне и с удовольствием. До выступления песня репетируется сотни, а может тысячи раз, и если так долго петь то, что не нравится, накопившееся раздражение обязательно отразится на выступлении.

3. Песня подходит исполнителю

Иногда случается, что и композиция достойная, и исполняется на высоком уровне, но создается ощущение, что песня идет вразрез с самим исполнителем, что поют о том, чего не понимают. Так бывает, когда, например, маленькие дети поют очевидно взрослые песни. И наоборот, взрослые участники всё никак не перестанут исполнять песенки из мультфильмов. Этим, конечно, можно достигнуть комического эффекта, но он далеко не всегда уместен. Помимо возраста стоит учитывать и другие критерии – внешность, темперамент, жизненную ситуацию... Если все складывается, и песня подходит по всем параметрам, то она исполняется с пониманием, или, как говорят дети, «со смыслом», а это уже половина успеха.

4. Песня на иностранном языке звучит только на хорошем иностранном языке

Большинство членов жюри нашего конкурса-фестиваля работают за границей и, соответственно, говорят на иностранных языках, поэтому слышать плохое произношение им довольно тяжело. Это действительно может испортить впечатление от хорошего вокального исполнения, поэтому, если Вы твердо намерены петь песню на иностранном языке, возможно, стоит позаниматься не только с преподавателем вокала, но и с преподавателем иностранного языка. Если же нет, то можно найти множество прекрасных песен на родном языке.

5. У вас качественная фонограмма/аранжировка

Стоит ли говорить, что низкое качество фонограммы может плохо повлиять как на исполнение, так и на восприятие песни. Так же не стоит выбирать фонограммы с бэк-вокалом, если для этого нет какой-то особенной необходимости.

6. В песне нет ничего лишнего

Речь идет, прежде всего, о неоправданно долгих вступлениях и проигрышах. При подготовке произведения нужно помнить о цели конкурсного, а не концертного выступления. Разумеется, вступления могут быть нужны исполнителю для того, чтобы настроиться, а проигрыши – чтобы немного отдохнуть во время выступления. Тем не менее, если они длятся дольше пяти секунд, и в это время на сцене не происходит ничего, следует поберечь драгоценное время наших членов жюри и остальных участников. При помощи доступных и простых в наше время программ можно легко обрезать все лишнее (конечно, если у вас в проигрыше запланирован фееричный танец, ничего обрезать не нужно). Особенно следует обратить внимание обладателям длинных вступлений. Участники вокальных конкурсов хорошо знакомы с тем, как обычно проходят акустические репетиции – каждому участнику дается только одна-две минуты. Композиций, как правило, две. А значит, на одну композицию отводится не так много времени, чтобы «тратить» его на проигрыш. Несложно представить разочарование участника, который молча простоял на сцене 20 секунд своего вступления, а как только спел первые два слова, его репетиция закончилась…

 

Напоследок хочется сказать, что все вышесказанное не является руководством к действию, инструкцией и даже советом, так как написано человеком, чье отношение к музыке весьма опосредовано (именно поэтому о музыке здесь написано немного). Однако, работая в оргкомитете фестиваля, невольно обращаешь внимание, что некоторые замечания жюри повторяются год за годом, фестиваль за фестивалем, город за городом… А главное, эти замечания часто не добираются до участников, потому что на круглых столах, где время ограничено, всех интересует только вокал. Тем не менее, есть надежда на то, что эти наблюдения кому-то помогут, и однажды на нашем фестивале ничто не будет отвлекать членов жюри от прекрасного вокала наших любимых участников.

 

Автор: Аделя Рахматулина


Вход: